среда, 20 февраля 2019 г.

Глава I - III



«От рождения до смерти лишь мгновение — поверьте»
* Адилия Моккули*

Глава I

ДЕТСТВО.

Ранним июльским утром Танечка сидела на скамейке возле подъезда. Она специально сегодня проснулась рано, чтобы встретить маму с ночной смены. Летнее солнышко ласково грело ей спинку. Лёгкий ветерок, теребил её непослушные волосы, а Танюшка смотрела в небо. Там высоко по голубой глади плыли барашки облаков. Они были такие пушистые и смешные. Девочка сидела на улице, прислушиваясь и присматриваясь ко всему.

"Ах, как хорошо! Скоро, скоро придёт мама с работы и мы вдвоём проведёт весь день. Ой, придумала! Такие же облака нужно наклеить на картину, которую я сделаю вместе с мамой. Да, да — решено, мы сегодня будет делать картину! Какая у меня добрая и хорошая мама. Лучше неё никого нет на всём белом свете", - размышляла Танечка.

Прищурившись от яркого солнышка, девочка посмотрела на дорогу и увидела знакомый силуэт. "Мама", - радостно ёкнуло сердечко у Танюшки. Быстро спрыгнув со скамейки, она побежала навстречу и с разбегу уткнулась в подол платья. От мамы пахло духами и ещё чем-то неуловимым, но таким родным. 

Она обняла Танюшку, поцеловала в щёчку и немножко её потискала, спросив:
- Ну, непоседа, как сегодня спалось?

Танечка улыбнулась и с нежностью в голосе ответила:
- Мамуля, я долго не могла заснуть, всё думала о тебе. Ты у меня такая красивая и добрая. Я тебя люблю... и Танюшка потёрлась щекой о мамину руку Представляешь, - продолжала она. Сегодня ночью опять кто-то стучал в дверь, но я не открыла. Это наверное был домовой?! И на улице у соседнего подъезда опять мяукала рыжая кошка. Я знаю это он её напугал. А потом, а потом я уснула и ничего больше не слышала.

Мама посмотрела на неё ласково и спросила:
- Ну, что, фантазёрка, пошли домой?

- Пошли, - улыбаясь, ответила Танечка.

Пока они поднимались по лестнице, мама спросила:
- Придумала, чем сегодня заниматься будем?

Танюшка хитро посмотрела на маму и ответила:
- Картину из разноцветных лоскутков. Я вчера случайно увидела картину в "Работнице". И прочитала, как её делали.

Мама посмотрела на неё с удивлением и спросила:
- А как мы её будем делать?

Они вошли в квартиру и закрыли за собой дверь.

- Мамочка, всё очень просто, - ответила Танечка, быстро раздеваясь, - нам нужен пруд и белые лебеди. А ещё у нас будет зелёная травка, голубое небо, по которому будут плыть облачка — барашки.
Девочка одела тапки и продолжила:
- Мы ножницами вырежем из голубой ткани пруд и небо, а из белой — лебедей и барашков, а из зелёной травку. Затем наклеим лоскутки на картон. Как видишь, всё очень просто.

- Ах ты моя выдумщица, - произнесла мама, погладив дочку по голове, - Как я понимаю, тимуровцем ты сегодня не будешь.

- Мы вчера с ребятами в подъезде подмели и вымыли лестницу с перилами. А красить и белить нам не разрешили. Так что я абсолютно свободна, - произнесла Танечка.

- Ну хорошо, тогда покушаем и будем делать картину из лоскутков, - улыбнувшись, сказала мама.

Позавтракав и помыв посуду, они взяли картон, кусочки ткани, клей, ножницы и уселись за круглый стол. И стали ножницами вырезать детали для картины.

- Мама, а помнишь, как однажды зимним вечером, мы с тобой сшили куклу из варежки? - спросила Танюшка.

- Конечно, помню, - улыбнулась мама, - мы тогда ещё взяли варежку и набили её ватой. Ротик сделали из ткани, вместо глаз пришили две голубые пуговицы от моей старой кофты. А из жёлтой бахромы получились неплохие волосы. На шею ей надели белые бусики. Сшили красный сарафан. Получилась чудесная кукла, которую ты назвала Настя!

Вскоре на картоне появились: белый дом и из красных роз газон, забор с зелёной лужайка, пруд и два белых лебедя. А по голубому небу плыли два белых облачка-барашка. Картину поместили в рамочку и она долго висела над Танюшкиной кроватью.

*****
Потом, там почти в другой жизни, она будет часто вспоминать эти незабываемые минуты ожидания и общения с мамой, как было радостно и светло на душе. И когда она станет Татьяной Алексеевной — напишет следующие строчки:
Садик, цветочки, кусты сентябрин – 
в домике этом был каждый любим,
Лавочка, бабушка, дуб под окном, 
каждый кусточек здесь с детства знаком.
Сяду на лавочку, вспомню ту жизнь, 
листиком жёлтеньким в ней закружусь…
Жив наш дубочек, но нет здесь родных, 
плакать осталось у свеч восковых.
Эхом далёким мне слышится грусть, 
вспомнилась мама и детский каприз,
Бусы играли стеклянные блюз, ёлка на радио – ветками ввысь,
Облаком белым под нею кружусь - 
в памяти детства чуть-чуть задержусь..
А позже появятся несколько стихотворений:

НИТКИ МУЛИНЕ

Вчера, купила нитки мулине, хотела новую я вышить жизнь себе…
Я думала на ткани нарисую, белый дом, вокруг из роз, большой газон.
А в доме том, мы будем жить с тобой вдвоём…
Забор, лужайка, пруд, там пусть два лебедя живут.
Пусть рядом с домом будет сад, деревья - выстроятся в ряд.
А вечерами - в том саду…, сидеть мы будем - глядя на луну.
Ту жизнь - я вышью гладью… И приглашу друзей - на свадьбу!

ТО БЫЛИ НИТКИ – ИЗ СТАРЬЯ

Купила нитки мулине, мечтала, 
что красивую я вышью жизнь себе…
Придумала, счастливую её себе я – на холсте, 
то были нитки – из старья,
Вдруг стала тухлою вода…, не вынес чёрную тоску… 
там, лебедь умер на пруду.
Теперь я больше – не мечтаю и жизнь себе – не вышиваю…

МЕЧТУ КАЧАЮ КАК ЛАДЬЮ

Купила я однажды мулине, кусок холста и пяльцы в бутике,
Чтоб вышить жизнь счастливую себе, 
на холст ложились нитки гладью,
Касалась их своей я прядью, мечты качая, как ладью…
Я вышивала жизнь свою. 
Лужайку, дом, что на пруду, на небе яркую звезду…
Вот вышит на лужайке белый дом, с красивым и резным крыльцом,
который в жизни стал дворцом…
Теперь мы в нём живём вдвоём, где песни вечером и днём, 
мы о любви с тобой поём…
"Ну, что ж, - скажу я вам друзья, - счастливой стала та ладья, 
и всё о чём мечтала я…”
Картины из того далёкого детства будут продолжать 
жить в её стихотворениях.

Глава II

СКОРБЬ


Татьяна Алексеевна сидела в утренней тиши и писала мемуары о своей жизни. Такой далёкой и неестественной. Там были радости и печали, но не было этой выматывающей тоски от одиночества. Такой зелёной, как болото. Да, да, представьте себе, её тоска имела цвет. Эту зелень обрели, когда-то ярко голубые, глаза. Мысли скользили то в прошлое, то возвращались в настоящее... и строчками выливались в стихотворение:

Две половинки “ДО” и “После” – во мне живут с тех давних пор.
У “ДО” – любовь – там – на погосте, лежит в земле, который год.
Я к ней хожу теперь лишь в гости и дни без “ДО” мои горьки.
Мне говорят: – “ЕЁ“ вы бросьте! Кто верен праху – “дураки”!
Смахнув слезу, спешу вновь к “После”. Я с ней живу который год.
Она со мною рядом - возле. Счастливых дней ведёт учёт.
А вам друзья хочу, ответить: - «Я вся склонилась до земли,
смогла жизнь надвое разметить – в годах считая феврали…
Есть у меня и “ДО”, и “После” - их я несу с тех давних пор,
и ту любовь, что на погосте – не брошу – вам наперекор!

Там — на кладбище, лежат дорогие её сердцу родные — мама, бабушка и дедушка, дядя, муж и сыночек Сашенька. Там... две могилки рядом — мужа и сына. Два креста. Очень часто она стоит у берёзок одна и мысленно ведёт с ними свой разговор:

Никто не называет меня милой, женою своей любимой.
Никто не постелет мне постель...
Сын мой! Ты, что же молчишь? Ничего не говоришь.
Не зовёшь - давай с тобой посидим, о то, о сём поговорим.
Как же в мире ином, я найду вас потом?

Проходили бесцветные дни и недели. По вечерам Татьяна Алексеевна всё писала и писала свои горькие, как полынь трава мысли в заветную тетрадочку:

Любовь погасила все свечи, осталась одна я на свете…
Не помогут мне в этом и дети. Одиночество давит на плечи.
В этом мире совсем одиноко. Счастье моё – улетело далёко.
Как птица взмахнула крылом, осталось лишь думать о нём...

О себе написала:

Я который год вдовствую. Мой муж и сын Сашенька — погибли. Остались две мои кровиночки, две доченьки Леночка и Настенька. В 1999г - погиб муж, а в 2000г - умерла мама от рака. Четыре года ушло на выживание, только отошла, и вроде жить захотелось, как в 2005г-умер сын. И теперь по вечерам я записываю свои воспоминания в тетрадочку.
Мой папа погиб, когда мне было три года. Я его совсем не помню. Мама вышла второй раз замуж по любви. Она очень любила отчима и он отвечал ей взаимностью. Но их любовному счастью помешали обстоятельства. Мать отчима воспротивилась браку с женщиной, у которой был ребёнок. Нескончаемые скандалы на этой почве привели, в конечном итоге, к расставанию. Они больше так и не создали себе семью и жили поврозь, в разных городах.

А моей жизни отголоски, всё эхом вторятся во мне!
Носить устала я обноски – прошедших лет в своей душе.
Но не забыть той прошлой жизни, всё, что ушло, мне не вернуть!
И отцвели давно те вишни – осталось с глаз слезу смахнуть.
Считаю дни без укоризны, живу в печали своих дней.
Ищу себе я афоризмы, чтоб жизнь прожить чуть веселей.

Опять печаль - друзья уходят... Сегодня сотрудница сказала, что похоронили нашего общего знакомого. Я в это время была в Карловых Варах в санатории.

Александру посвящается:

Ушёл внезапно друг от нас, Гулять просторами Вселенной.
Его не слышен больше глас.С печалью предан он забвенью.
Из глаз слезинки по щекам – смывают боль моей утраты.
Стекают медленно в стакан – тяжёловесные караты.
Уходят в мир иной друзья... Оставив нам печаль на сердце.
Пусть будет пухом им земля. А в Рай для душ откройся дверца.
Со скорбью будем вспоминать — о днях, когда мы были с ними.
И нам их будет не хватать... Без них мы сколько бы ни жили.

***
Как жить, как быть? Мелькают лица… Друзья у вечности в купели.
Бреду одна — почти без цели... Ищу ручей, чтобы напиться.
А может это только снится? И лето полнится криницей...
А я в полях порхаю птицей и счастье радостью струится....
Мир переменчив – радость, боль. Взгляд в прошлое бросаю
С годами, чаще понимаю, что есть у каждого своя Юдоль.
И крылья вновь я расправляю и ими небо обнимаю.

Господи, как больно! Душа мечется в тоске по ушедшим в мир иной...

Ночами в пепел – сжигая грусть. 
Кричу, а Небо – не слышит – Пусть!
Я в пропасть камнем – не сорвусь! 
Слезами в землю – растворюсь….
За стенкой скажут – страшно – жуть! 
Попей чаёк, а лучше – с мёдом,
Тебе поможет он уснуть, 
а я бы – яд – да с бутербродом…
Уйти - туда…. Куда? Не знаю! 
А на челе печать большая.
Я день живу, а ночь – страдаю. 
Глаголы – прошлого – спрягаю…
***
Поётся песенно и ново. То нотой ля, то нотой си. 
А на душе моей – хре-но-во, и в строках фальшь, как не форси… 
Мне не забыть – прошедших буден, есть на земле – их чёткий след! 
И мир бывает – так – паскуден…. Уйти бы прочь – да силы – нет!

Всё, решено! Завтра утром иду в храм. Закажу молебен за упокой родных и близких моему сердцу друзей.

В гору к церковному храму, с грузом духовным иду.
Господи, сколько же сраму — еле с собою тащу...
Встала сироткой на паперти. Горькие слёзки жую.
Маменьки нет и папеньки. В крик бы, кричать — не могу!
Добренький Боже помилуй — мужа, маманю, родню.
Сашенька - сынка мой сгинул. Дай Ты прощенье ему!
Небо со мной — заплакало, каплей чело окропив.
Медь о ступеньку звякнула, милостью грех им простив.
Смилуйся Боже — дай радости! Счастья на старость прошу...
Слёзки скатились по паперти — прямо в полынь-плач-траву.
Вот оно — Небушко — близко. Руки готовы принять —
Благость на радость — без иска. Где ты Божия благодать?!
Голубем дух, да на руки — зернышки сел поклевать,
Видимо буду во радости душенькой я пребывать...

***
В соборе Николая Чудотворца, хотела отмолить свои грехи,
В лучах его полуденного солнца, очистить душу всю – от шелухи!
Нанизывала просьбы на запястья, хотела при молении прочесть.
Когда вошла я, встала у распятья. Слова забыты – было их не счесть …
В душе светло, а в голове – вопросы? Какие просьбы? У меня всё есть!
Вдруг с глаз моих скатились скупо слёзы — размазав соль суЕтности, как смесь.
Тогда я поняла всю праздность жизни. Всю бренность наших мелочных обид.
Стараться нужно нам дойти до тризны – в любви вселенской, так нам Бог велит!

Глава III

ВСТРЕЧА с НИКОЛАЕМ.

Моя мама мне всегда говорила:
- Доченька, запомни хорошенько! Никогда не знакомься на улице! Мало ли проходимцев вокруг!
Получилось так, что я познакомилась со своим будущим мужем на пляже. Это случилось 21 мая 1976 года.
Я тогда была ещё студенткой и училась в индустриальном техникуме на электрика. В одну из летних сессий, как сейчас помню, была невыносимая жара. Я с Иринкой, моей сокурсницей, пошла готовиться к экзаменам на пляж. Было утро и там почти никого не было, за исключением девушки, которая загорала в гордом одиночестве. Мы расстелили покрывало и обложились книгами. Вскоре на пляж пришёл молодой человек с атлетической фигурой и расположился недалеко от нас. Мы демонстративно встали и пошли купаться. Молодой человек подошёл к нам, спросил:
- Как водичка?
Но не дождавшись ответа, смело нырнул в воду. Мы с Иринкой тут же обсудили фигуру парня и нашли её довольно привлекательной. Я подружке предложила:
- Смотри, какой парень! Бросай своего Женьку и закадри этого, ведь он намного лучше твоего.
Незнакомец позвал нас купаться. Поплескавшись в воде, я и Ирка вернулись к себе на покрывало. Парень, выйдя из воды, взял свои вещички и попросил разрешения подсесть к нам.
- Я пришёл на пляж по договорённости с другом, но он не явился и мне одному скучно, - пояснил он, с надеждой посмотрев на нас.
Мы с Иркой переглянулись и разрешили парню сесть рядом. Стали знакомиться. Молодой человек спросил, как меня зовут.
- Отгадай, – весело сказала я.
Парень перебрал много имён, но так и не угадал, моего. Он совсем упал духом.
- Татьяна, – пожалев его, ответила я, - а теперь давай я отгадаю, как тебя зовут.
- Хорошо, – улыбнувшись, ответил парень.
- Николай?! – спросила я его.
Он чуть не подпрыгнул от удивления:
- А откуда ты это знаешь?
Я, улыбнувшись, произнесла:
- Так иногда получается. А хочешь, теперь угадаю, где ты живёшь?
- Давай, - ответил он, - мне уже интересно, угадаешь ли и на этот раз.
И что вы думаете - меня тогда понесло. Я отгадала, где он живёт и кем работает. Николай был заинтригован. А я сама от себя была в шоке. Вечером, когда мы все возвращались домой, Николай предложил мне сходить в кино. В тот момент, я и подумала, что именно он будет моим мужем. Так оно и вышло.
Через девять месяцев мы с Николаем поженились. А ещё через девять месяцев у нас родилась старшая дочь. С Николаем я прожила 22 года, в согласии и любви. У нас родилось трое детей. Моего мужа в 45 лет убил наркоман. Посреди бела дня, недалеко от нашего дома. Я осталась одна с тремя детьми и 9 месячной внучкой. Начались лихие годы. И я, вот уже много лет живу одна. Что поделаешь, такова моя судьба.
Радость жизни или печаль, будто молот, стучит в висках!
Всё едино – уходит вдаль… Пятясь тихо – на носках.

картинка из инета

Комментариев нет:

Отправить комментарий